Как развить речь ребёнка в игре

(совет воспитателя группы для детей раннего возраста, с 1,5 до 2 лет)

В основе развития речи лежит игровая деятельность между ребёнком и взрослым, непосредственное общение во время игры и при помощи игровых методов и приёмов.

Можно начинать развивать мелкую моторику при помощи пальчиковых игр, «Сорока-сорока», «Ладушки», «Поехали-поехали в лес за орехами…» Игра «Сорока» построена на декламировании стишка и загибании поочерёдно каждого пальчика. Водим своим пальцем по ладошке ребёнка, как бы варим кашу, а затем загибаем поочерёдно все пальчики, начиная с мизинца:

Сорока-сорока,

Кашку варила,

На порог скакала

Гостей созывала

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!

Он дров не пилил,

Воду не носил,

Кашу не варил.

Когда ребёнок уже начинает повторять за вами слова, можно читать стихи «по ролям».

Например, «Гуси-гуси»

Взрослый: Гуси-гуси!

Ребенок: Га-га-га!

Взрослый: Есть хотите?

Ребенок: Да-да-да!

Взрослый: Так летите же домой

Ребенок: Нет-нет-нет.

Взрослый: Серый волк под горой?

Ребёнок: Да-да-да

Взрослый: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите.

Полетели-полетели (ребенок машет руками), на головку сели.

         Такие простейшие игры развивают речевую активность, память и внимание у ребёнка. Немаловажна роль сюжетно-игровой деятельности в развитии речи ребёнка. Игры с кормлением кукол, мишек, собачек, укладываем их спать, загонять машину в гараж, играть в «телефон» и. т.д., развивают игровую деятельность и общительность ребёнка.

         Можно предложить ребёнку игру «Волшебный мешочек» В пакет или наволочку сложить игрушки и поочерёдно доставать каждую из них, спрашивая ребёнка: кто это или что это. Если это кошечка, то спросить, как она мяукает, если собачка как лает и. т. д. Если ребёнок затрудняется с ответом, то сначала вы отвечаете за него или помогаете ответить. В последствии малыш уже сам будет с удовольствием принимать условия игры и легко даст ответы на ваши вопросы.

         По мнению логопедов, очень полезно развивать мышцы губ и щёк. Для этого можно вместе с малышом погримасничать, показать язычок, построить рожицы.

         В развитии речи ребёнка необходимо уделить внимание невербальному общению. Поскольку малыш ещё не может выразить свои желания при помощи слов, то такое общение играет для него большое значение. Для этого предлагаю использовать всем известные с детства игры: «Мишка косолапый», «Заинька» и другие.

Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),

Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).

Мишка рассердился, и ногою топ (малыш топает ножкой).

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок «танцует»).

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).

Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).

Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

Приведу в пример книгу Агнии Барто «Игрушки». Ведь каждый стишок из этой книги можно так же обыграть, например: «Идёт бычок качается», «Наша Таня», «Спать пора, уснул бычок» и другие.

Огромное значение в развитии речи ребёнка выполняют музыкальные игры. Это использование различных шумовых инструментов, движения под музыку, пение или подпевание детских песенок. Приобретите губную гармошку, различные свистульки и устройте небольшой домашний оркестр.

Вспомните музыкальную игру «Каравай» или «Дудочка»:

Ду-ду, ду-ду, дудочка, Ду-ду, ду-ду-ду!

Заиграла дудочка

В зеленом саду.

Услыхала уточка,

Плавая в пруду,

Как играет дудочка: Ду-ду, ду-ду-ду!

С малыми утятами

Начала плясать.

Крыльями и лапками

Воду колыхать.

Ду-ду, ду-ду, дудочка,

Ду-ду, ду-ду-ду!

Вот какая дудочка

В зеленом саду.

         Во время этой игры ребёнок может танцевать, петь или аккомпанировать, извлекая звуки из шумовых инструментов. Так малыш не только развивает память, внимание, слух, но и учится говорить, творить и слушать.

         Игра в развитии речи занимает особое место. Ведь это не только развлечение, но и познание окружающего мира, развитие творческих способностей и познавательной активности, познания самого себя и своего места в мире.

Минуточку ...